Отраслевой журнал

НАРУЖКА. Издание для производителей рекламы №160, октябрь 2024
Технологии производства визуальной рекламы
Главный отраслевой портал

Световая графика

Часто обстоятельства диктуют необходимость использования специализированных материалов. Примером может служить виниловая графика, видимая в любое время суток. Видимость в темноте достигается путем подсветки изображения изнутри, снаружи или, не прибегая к ней вовсе, используя

Световая графика




          Часто обстоятельства диктуют необходимость использования специализированных материалов. Примером может служить виниловая графика, видимая в любое время суток. Видимость в темноте достигается путем подсветки изображения изнутри, снаружи или, не прибегая к ней вовсе, используя материалы со свойством самостоятельного свечения за счет накопления световой энергии.
          При производстве конструкций с внутренней подсветкой применяются транслюцентные (светорассеивающие) пленки, нанесенные на прозрачную или молочно-белую полупрозрачную основу. Их использование гарантирует одинаковую передачу цвета как днем, так и ночью. Можно создавать интересные эффекты комбинацией непрозрачных пленок с транслюцентными, прибегая к технологии светоблокировки. При использовании светорассеивающих пленок с низким светопропусканием будет достаточным использование прозрачной основы. Если пленка не обеспечивает необходимого светорассеяния, или в конструкции используется светотехника большой мощности, предпочтительны молочно-белые основы. Дополнительная внешняя защита графики может осуществляться тонкими литыми ламинирующими пленками.
          Производство рекламных изделий с внутренней подсветкой требует знаний не только о пленках. Правильное изготовление несущей конструкции с учетом ее размеров, последующей установки и условий эксплуатации, корректное размещение внутренней светотехники, грамотный выбор материалов для лицевой стороны – все это необходимые условия долговечности готового изделия. Нижеперечисленные правила и рекомендации помогут избежать обидных ошибок и финансовых потерь при производстве транслюцентной графики.

Технологии

          Если необходимо, чтобы поверхность графики была матовой, пленку следует наносить на лицевую сторону молочно-белой основы - акрилового стекла или транслюцентной баннерной ткани. В этом случае вырезается прямое изображение.
          Эта технология предпочтительна при изготовлении интерьерных световых коробов, когда нежелательно бликование от направленных источников внешнего освещения.
          Нанесение пленок на тыльную сторону основы обеспечивает необходимый глянец поверхности и дополнительно защищает графику от механических повреждений. Основа в этом случае должна быть прозрачной. Загрязнение глянцевых поверхностей в уличных условиях не столь значительно, как матовых, а их удаление производится без затруднений. Избежать бликования можно использованием прозрачного акрилового стекла или поликарбоната с мелкотекстурированной поверхностью (Satin). Реверсное нанесение требует применения пленок только высокого качества с высокопрозрачным, равномерно нанесенным клеем. Изображения (тексты) вырезаются в зеркальном отображении и соответственно наносятся в обратном порядке.

Поверхности нанесения

          Основными материалами для изготовления основы лицевой стороны световой конструкции являются полиметилметакрилат (ПММА), поликарбонат (ПК) и силикатное стекло.
          Акриловое стекло (ПММА) – один из наиболее популярных материалов. Он обладает высокой прозрачностью/необходимым светорассеянием, легкостью, достаточной жесткостью, долговечностью и неизменностью физико-химических свойств при строгом соблюдении правил крепления и очищения.
          Поликарбонат – пластик, обладающий исключительной ударной прочностью даже при низких температурах. Проблема с этим синтетическим материалом состоит в том, что по своей природе поликарбонат имеет свойство поглощать влагу из атмосферы, а затем (при понижении влажности) выпаривать ее на поверхность (это качество свойственно и акрилу, но в меньшей степени). Следствием такого влагонакопления и испарения является образование мелких воздушных пузырьков под пленкой по всей площади графики. Последующего натяжения пленки не произойдет, и изделие потеряет привлекательность. Чтобы избежать подобных дефектов перед аппликацией поликарбонатная основа должна быть высушена. Возможна дополнительная обработка влагостойким герметиком. Еще одной рекомендацией служит применение виниловых пленок как можно меньшей толщины (до 80 мкм). В любом случае непосредственно перед окончательным очищением поверхности и перед нанесением аппликации лист поликарбоната любой марки толщиной более 3 мм должен быть высушен в печи-камере в течение часа для удаления внутренней влаги. Более тонкие листы могут не подвергаться принудительному обезвоживанию, достаточно их разместить в помещении с пониженной влажностью (до 30 %) на 3 – 5 дней.
          Для того чтобы определить до начала работ по нанесению пленки насколько эффективен процесс сушки, можно провести испытание, заключающееся в нанесении отрезка пленки на «высушенный» поликарбонат, и помещении готового образца на 24 часа под воздействие температуры +70°С. Если пленка нанесена на недостаточно обезвоженный материал, она задержит выделяющуюся из него влагу с образованием пузырьков.
          Конечно, все эти рекомендации требуют дополнительного оборудования, которое не всегда бывает доступным, или его наличие не является целесообразным. Но несмотря на это, следует сделать все возможное для минимизации риска порчи готового изделия.
          Баннерная ткань – армированный транслюцентный винил в большинстве случаев имеет фабричное акриловое покрытие, которое в дополнение к прямому назначению (обеспечение равномерности и высокой степени натяжения в световых коробах) задерживает выделение летучих пластификаторов с поверхности винилового материала. Поэтому в отличие от непрозрачного пластифицированного ПВХ транслюцентный материал не требует предварительного проветривания, и готовая графика может продолжительное время храниться свернутой в рулон без деформаций нанесенной пленки.
          Силикатное стекло в настоящее время используется все реже и реже. Этот материал недорог, не требователен к средствам предварительной обработки и подбору пленочного материала, но большой вес и хрупкость оказываются определяющими факторами, влияющими на отказ от его использования.

Очищение

          После завершения необходимых подготовительных работ, описанных выше, следует окончательно подготовить поверхность. Для акрилового стекла и поликарбоната лучшим методом очищения является мытье поверхности водой с растворенным в ней нейтральным неабразивным моющим средством, не содержащим увлажнителей. Шампуни и прочие средства гигиены использовать не следует, т. к. в них содержится достаточное количество воска и жировых добавок, чтобы значительно снизить адгезию клея пленки при аппликации. Обработка производится мягкой тканью или губкой. Насыщение ткани моющим средством нежелательно, т. к. при этом грязь только переносится с одного места на другое. После завершения операции необходимо насухо вытереть поверхность сухой тканью до полного испарения средства обработки. В этом случае акрил и поликарбонат не успеют впитать нежелательную влагу. Использование сильных растворителей (в том числе спиртов) для очищения прозрачных синтетических основ может привести к большим неприятностям. Многие растворители, не испортив поверхность основы, могут вызвать в полимере избыточные напряжения, вызывающие трещинообразование особенно интенсивное в местах креплений или изгибов. Образовавшиеся мутные пятна и сетки трещин нарушат равномерность освещения короба. Среди синтетических очистителей наиболее подходящими являются составы на основе метилметакрилата. 
          Для снижения электростатического эффекта синтетическую основу можно обработать антистатиком, удалив сухой тканью его остатки с поверхности.

Техника нанесения

          Еще одной характеристикой используемых в световой рекламе полимерных основ, которую следует принимать во внимание, является неустойчивость поверхности к механическим воздействиям – уколам, царапанью и т. п. Поэтому следует избегать работы жесткими кистями и ракелями, не использовать для разметки металлические линейки и другой инструмент, которые могут нанести ущерб качеству поверхности.
          При производстве транслюцентной графики предпочтительно использовать технологию влажного нанесения и использовать в работе стеклянный стол с внутренней подсветкой. Это позволит вовремя обнаружить воздушные пузырьки, проявляющиеся темными пятнами при включении подсветки, и легко исправить ошибки нанесения.
          Влажное нанесение так же, как и очищение не вызывает нежелательного обводнения синтетической основы. Разглаживание пленки осуществляется резиновым валиком или фетровым ракелем от центра к краям.
          Необходимо по возможности избегать нахлестов, используя целые куски пленки. Если работа с пленкой внахлест все-таки необходима, для уменьшения видимой линии стыка его следует делать шириной не более 0,8 мм. При большой длине стыка, когда графика составляется из нескольких деталей одного и того же цвета, рекомендуется использовать пленку из одного и того же рулона.
          При наклеивании пленки строго встык следует использовать пленку с минимальной усадкой (литую или высококачественную каландрированную). Это обусловлено высокой степенью усадки низкокачественной пленки, возможными деформациями полимерной жесткой основы под воздействием атмосферных факторов (нагрев/охлаждение), что приведет к расхождению стыкового шва, оголению и загрязнению акриловой/поликарбонатной основы.
          Для уменьшения погрешности при совмещении пленку темного цвета следует размещать на светлую, накладывая ее внахлест на 0,8 – 1,5 мм. Темный цвет поможет выделить более светлый.

Внутренняя подсветка

          Необходимо учесть, что на поверхности готового изделия могут наблюдаться контуры источников света или нити накаливания ламп. При неправильном размещении ламп возникают затемнения по углам, чередуются светлые и темные участки. Если глубина светового короба (или объемной буквы) недостаточна, для уменьшения этого эффекта можно тыльную сторону лицевой основы дополнительно оклеить белой транслюцентной пленкой. Увеличивая глубину световой конструкции не всегда можно достичь желаемого результата. В любом случае размер и мощность ламп, ширина профиля, качества транслюцентных пленок – взаимосвязанные компоненты одной системы, пренебрегать ни одним из которых нельзя. Для достижения равномерного светорассеяния рекомендуется глубина короба 11 – 20 см.
          Для достижения желаемого результата возможно нанесение нескольких слоев пленки. Следует только помнить, что чем больше составляющих графики, тем больше риск совершения ошибки и сокращения срока службы изделия.

Альтернативы

    Другим способом сделать графику видимой в темное время суток является применение световозвращающих пленок. Отражение света от поверхности этих материалов происходит в направлении источника освещения. Изготовление дорожных знаков, маркировка транспортных средств и спецодежды являются необходимым для обеспечения круглосуточной видимости объектов и предотвращения возможных аварий.
    Способность световозвращающих пленок к направленному отражению объясняется как интенсивной аккумуляцией света стеклянными микрошариками, так и преломлением лучей света призмами, выгравированными на поверхности основной пленки. Во избежание нежелательной светопроницаемости и для увеличения интенсивности отражения света в клеящий слой пленок добавляется серебряный или белый пигмент. Эти добавки делают пленку тяжелее, что может приводить к прогибу, поэтому предпочтительно наносить этот материал небольшими сегментами (особенно при нанесении полосок). С другой стороны большой вес пленки облегчает процесс нанесения: образование пузырей и складок практически исключено. Световозвращающую пленку рекомендуется наносить сухим методом из-за того, что испарение остаточной влаги из под нее будет затруднено. Если все-таки пузырьки образовались, их следует проколоть тонкой иглой и удалить из-под пленки воздух. Откладывать эту операцию надолго не следует, со временем клеевой слой на дефектных участках может потерять свои качества. Для удаления воздушных пузырьков нельзя пользоваться бритвами и ножами. Образующийся продольный надрез может повлечь за собой дальнейший разрыв, попадание влаги под пленку, загрязнение клеевого слоя и отторжение от поверхности значительных участков пленки.
    При нанесении световозвращающих пленок не следует пользоваться феном. Если соблюдены все технологические правила – в этом нет необходимости за исключением тех случаев, когда требуется точечное размягчение вогруг заклепок. И без теплового воздействия качества клеевой системы пленки обеспечивают качественное и продолжительное сцепление пленки с поверхностью нанесения. Необходимым условием является полное исключение из эксплуатации металлических поверхностей, склонных к механической коррозии или окрашенных нитрокраской.

    Пленки, видимые в темноте без дополнительной подсветки, называются люминофорными (lumen (лат.) – свет, phoros (греч.) – несущий). Входящие в состав ПВХ-пленки неорганические вещества, «ответственные» за свечение, могут быть разными (чаще всего применяется сульфид цинка), но природа его одинакова – химическая люминесценция, т. е. продолжительное выделение световой энергии за счет химических реакций, провоцируемых светом. Интенсивность такого свечения невысока, что ограничивает применение таких материалов на улице, но внутри помещений для обозначения контуров объектов – указателей, дверных проемов и лестничных маршей, оборудования такие пленки незаменимы. Продолжительность свечения после дневного накопления может варьироваться от 2-х до 8-и часов в зависимости от качества пленки и входящего в ее состав люминофора.

Татьяна Дементьева
инженер-технолог

Количество просмотров: 6949

Другие материалы раздела

Смотреть все материалы

Типы пленок для производства рекламы

Содержание:      Пленки общего назначения      Специальные и технические пленки      Пленки для гибких поверхностей и баннерные      Термотрансферные пленки      Металлизированные и голографические      Имитационные пленки Для того чтобы облегчить ориентирование в многообразии пленок, предназначен

Литые и каландрированные пленки. Cопоставления и противопоставления

Для производства пленок, предназначенных для производства рекламы, применяются в основном два технологических процесса (литье и каландрирование), оказывающих существенное влияние на свойства и поведение пленок. Производители и пользователи самоклеящихся материалов часто определяют эти материалы, как «среднего класса» – каландрированные, и высшего качества – литые. Однако такие определения слишком примитивны, чтобы охарактеризовать оба типа пленок и дать о них точную и полную информацию. Необходимо оценивать каждый тип пленок по различным конечным эксплуатационным характеристикам, которые он обеспечивает. Выбор самоклеящейся пленки требует предварительного анализа: каким рабочим требованиям должно удовлетворять конечное изделие, и сколько заказчик готов заплатить за такие рабочие характеристики.

Обзор специальных самоклеящихся пленок для стекла

В настоящее время во многих странах широкую популярность завоевывают пленки для декорирования стекла. Пленки с уже готовым рисунком или фактурой являются очень доступным инструментом для самостоятельной реализации задуманного дизайна и экономичной альтернативой традиционным

Аппликационные материалы

Назначение После того, как изображение вырезано и очищено от лишнего пленочного материала,  можно приступать к его переносу на рабочую поверхность. Для этих целей служат аппликационные пленки и бумаги. (еще их называют трансферными, техническими или монтажными) – один из

Последние публикации

Смотреть все публикации

Время гибридных принтеров пришло!

Ландшафт цифровой печати активно развивается, и гибридные принтеры вновь выходят на передний план. Несмотря на их длительное присутствие на рынке, популярность этих устройств растет среди предприятий, стремящихся расширить свои производственные возможности. Руководитель компании «Технографика» Иннокентий Виленский поделился с журналом «НАРУЖКА» своим взглядом на текущие тенденции, преимущества гибридной технологии и причины её возрождения.

Архитектурный гибкий неон MAKSBRIGHT: функциональность, яркость, дизайн

Сегодня сложно представить себе рекламное и декоративное освещение без такого во всех смыслах гибкого «инструмента», как светодиодный неон. Он активно применяется в вывесках, световых фигурах, дизайне интерьеров. Компания MAKSILED этой осенью предложила и широкий выбор архитектурного гибкого неона. Он подходит для оформления фасадов, уличных инсталляций, ландшафтного, праздничного, в том числе, новогоднего дизайна. 

Ламинаторы STANBER: практичное решение для увеличения скорости и качества производства

В условиях современной конкуренции рекламно-производственные компании вынуждены искать способы увеличения производительности и повышения качества выпускаемой продукции. Одним из инструментов, который помогает достигать этих целей, являются планшетные ламинаторы. Среди поставщиков этого оборудования на российском рынке особо выделяется компания STANBER, выпускающая широкий ассортимент ламинаторов, предназначенных для профессионального использования. В этой статье мы разберем, почему ламинаторы STANBER могут стать незаменимым помощником в работе вашего бизнеса.

RDP Trade: как компания укрепляет позиции на рынке рекламного оборудования

Генеральным партнером Конкурса ЗНАК в этом году стала компания RDP Trade, зарекомендовавшая себя поставками высококачественных бортогибов Accutek. Пользуясь случаем, мы поговорили с Григорием Копыловым, генеральным директором компании, в том числе, о продуктах в ассортименте RDP Trade, о которых еще не очень широко известно на российском рекламном рынке.