- Николай, это действительно большой серьезный заказ от государственной структуры. Как вы его получили? Участвовали в тендере?
- Тендера как такового не было, получить заказ помогла наша репутация. Заказчик ранее уже работал с нами, знал наши возможности. Он предложил на безвозмездной основе разработать концепцию оформления въездных стел в различных регионах, в том числе, обозначение начала трассы «М12» специальным знаком.
Обычно в таких делах мы не участвуем, так как это очень трудозатратно. Но, учитывая наши взаимоотношения с заказчиком, наши давние совместные проекты, а также возможную перспективу получения заказа на изготовление конструкций, мы в итоге согласились.
– Сколько всего локаций в этой концепции?
- Московская область, Владимирская, Нижегородская, Чувашия и Татарстан. Я сам лично ездил по трассам, выбирал лучшие места для установки конструкций. Там много ограничений. Где-то это высоковольтные линии, где-то газопроводная трасса, где-то шумозащитные экраны. То есть, подходящие места найти было непросто. А на «М12» было два места и оба шикарные, конструкции там вставали очень удачно. В итоге вместе с «М12» мы также реализовали конструкции для Чувашии и Татарстана. Правда, там не отдельные конструкции, а экодук – это такой мост для перехода дороги животными.
- Соответственно, проект для «М12» вы тоже делали бесплатно?
- Верно. Это один из тех проектов для компании, который будет толкать её вперед, который является имиджевым, демонстрирует возможности нашей компании. Поэтому мы готовы были взять расходы на дизайн и проектирование на себя.
- Расскажите подробнее об этой работе.
- Самое трудное – это на начальном этапе подобрать правильный образ. С одной стороны, он должен быть простой и лаконичный, а с другой, он должен быть осмысленный. Я долго думал, какой использовать сильный элемент в основе конструкции «М12». И в результате решил, что можно использовать значок «М12», только в крупном гипертрофированном размере. И он стал главным элементом. К нему уже приписали название трассы «Восток». И за счет этого собрался цельный образ из знака и названия. С него всё началось.
Потом это реализовалось в объеме. Получились глубокие объемные буквы, которые в лобовой проекции выглядят тонкими, изящными. При этом с любого другого ракурса они набирают массу, становятся широкими.
Ширина букв 2,5 м. Каждая буква состоит из двух половинок, выполненных из нержавеющей стали. Центральная часть, вставка, – это алюминий.
Буквы изначально четырехметровые. Это допустимый негабарит, который можно транспортировать с разрешением. А сам знак «М12» - стопроцентный негабарит. У него высота почти пять метров, ширина больше двух метров, а длина больше десяти. Поэтому его изначально проектировали из трех частей, которые потом на месте последовательно собирали.
Основание сделали высотой 1,8 м, чтобы с учетом наших погодных и природных условий знак было видно с дороги. И чтобы проходящие рядом люди или проезжающие машины не перекрывали основную надпись.
Основание создано из ламелей. Там было много вариантов, но в итоге оно приобрело вид наклонных динамичных разноразмерных линий. У них фаски разной толщины, которые под разным углом создают интересную картинку. Основание - не главное в этой конструкции, но оно также стало выразительным элементом. Когда мы проектировали эту стелу, мы подчеркивали, что этот элемент является лицом трассы. Мы создавали фирменный стиль трассы «М12». Дорога сама по себе выразительная, но и должен быть какой-то объект, который будет фигурировать в новостях, различных репортажах. Это то, что сейчас и происходит. «Автодор» использует эту конструкцию в своих имиджевых целях.
Основной материал, который мы использовали при изготовлении конструкции, – шлифованная нержавеющая сталь толщиной 2 мм. Это плотный долговечный материал, он хорошо проявляет себя на открытых поверхностях. Все крашеные элементы — это алюминий. Он используется в основании, а также там, где у нас зеленые элементы.
- А как сделана лицевая световая часть конструкции?
- Это перфорированный алюминий. Перфорация выполнена в виде логотипа «Автодора». Сквозь эту перфорацию подсвечивается второй слой металла, окрашенный в белый цвет. В итоге создается иллюзия, как будто лицевая часть буквы выполнена из акрила. На самом деле там его вообще нет.
- А почему перфорация именно в виде логотипа компании? Ведь его не видно с дороги.
- Когда мы разработали стелу, она им понравилась. Но возник вопрос, как в ней отразить фирменный стиль «Автодора». У них фирменный цвет оранжевый, и заказчик хотел, чтобы мы его использовали в конструкции. Мы пробовали применять оранжевый цвет, но стела сразу превращалась в конструкцию для аварийных работ. Там все рабочие в оранжевых жилетках, временные конструкции такого же цвета. Поэтому мы убедили заказчика, что искомый цвет конструкции менять не нужно, но можно вписать атрибутику. Так появилась надпись «Автодор» под буквами и более мелко изобразили логотип в виде перфорации на лицевой части знаков.
- Что было самое сложное при изготовлении этой конструкции?
- Мы получили колоссальный опыт, работая с таким масштабным проектом, с крупной госкомпанией. Одна из сложностей — необходимо было найти на строящейся дороге оптимальное место для установки конструкции. Я несколько месяцев курсировал по этой дороге и наблюдал, как меняется видовая картинка по мере строительства трассы. И вместе с тем менялись точки восприятия места установки конструкции. Вторая сложность – это габариты. Мы впервые реализовывали конструкцию подобных масштабов. Есть разница между моделью на компьютере и реальным восприятием конструкции такого размера. Если небольшие конструкции можно перемещать вручную, то тут каждый элемент приходилось поднимать краном. Даже лицевую часть буквы приходилось поднимать краном, чтобы смонтировать её на конструкцию.
- Судя по репортажным фотографиям, вы сборку производили на улице перед производственным цехом?
- Да, буквы собирались на улице. Мы специально поставили их на солнечную сторону. С помощью крана мы крутили и поворачивали каркас в разные стороны, чтобы монтировать электрику, лицевую часть и т.д. И в то же время мы на улице проверяли, как влияет на них солнечный свет. Мы сразу видели, как бликует металл, где проблемы. Когда собрали первую букву, включили её, сразу увидели, какие недостатки в конструкции, где свет пробивает. Оперативно внесли изменения, которых даже не было в проекте, поменяли расположение светодиодов, чтобы избежать ненужных бликов и засветок. И важно было сделать подсветку так, чтобы ни один из светодиодов не слепил водителей транспорта на трассе. Для этого в буквах сделан отраженный свет.
- Вам повезло с погодой? Ведь если бы пошли дожди, это затруднило бы работы на улице.
- Да, нам повезло с погодой. Но в любом случае это стройка. И в процессе монтажа пришлось помесить грязь. Параллельно там газон стелили, асфальт клали… Никто нам просто так там место не предоставил, все процессы шли параллельно.
- Какое время прошло с момента утверждения проекта до монтажа?
- Прежде всего нужно отметить, что с момента первого эскиза до утверждения проекта прошло полгода. Мы определяли места, корректировали разные нюансы. И только после этого была отмашка на реализацию. И с момента отмашки до реализации прошло около трех месяцев. Насколько было возможно, мы собрали конструкцию в цехе, поэтому монтаж занял минимальное время – буквально в течение десяти дней после доставки конструкции монтажники установили её и подключили.
- Во время работы над этим крупным объектом выполнялись ли другие заказы в цехе?
- Конечно, не все силы были брошены на этот проект. Здесь не было обработки пластика, формования. Здесь больше всего было работы у гибщиков, у сварщиков - у тех, кто работает с металлом. Много работы было у электриков, у сборщиков.
- Возникали ли в процессе работы какие-то вещи, которые в итоге не укладывались в бюджет и вам приходилось находить альтернативные решения?
- Мы примерно понимали объем работ и понимали, сколько это может стоить. Мы только что закончили работу над масштабной стелой трудовой доблести и потом сразу приступили к новому проекту.
- Часто при реализации даже небольших проектов клиенты тормозят работу, постоянно внося те или иные правки. А как у вас складывались взаимоотношения с заказчиком, учитывая столь ответственное задание?
- Оглядываясь назад, мы видим, что не так уж много правок вносилось. Здесь хочется сказать слова благодарности нашим клиентам за то, что доверили нам такую работу, полностью положились на наш опыт в дизайне, проектировании и реализации. Очень мало было препонов.
Это очень знаковый объект. Такие заказы создают имидж компании. Это важно и с позиции самореализации. Ты создаешь достойные вещи, которые правильно оцениваются в масштабе страны. Опыт, который ты нарабатываешь годами, реализуется через такие проекты.
- Данная работа еще несет и социальную функцию. Ведь подобные конструкции действительно становятся лицом трассы, региона. Приятно, что эта работа является участником и призером Конкурса Знак. Такие проекты должны быть в каждой профессиональной компании. И нужно стремиться к такому уровню компетенций, чтобы они в принципе могли появиться в портфолио компании.
- Да, это возможно благодаря имиджу компании. Нужно постепенно подниматься к этому уровню. Тогда заказчик, зная тебя много лет, наблюдая твое развитие, будет уверен, что ни на каком из этапов ты не провалишь работу. Потому что твоя репутация для тебя важнее, чем деньги, которые тебе заплатили.